Мы заботимся о тебе.

Окт 17 2012 Опубликовал в Собственное

Консультации психолога. Беременность«Знал бы, где упадешь, соломки бы подстелил» – эта пословица точно отражает мои личные переживания, с которыми я столкнулась, изучая перинатальную психологию. Перинатальная психология – это раздел психологии, посвященный внутриутробному развитию психики. Я жалела об упущенных возможностях – если бы я знала, вынашивая своих сыновей, как важен этот период для формирования здоровой и устойчивой личности ребенка, я бы многое сделала и прожила по-другому.
Давайте сегодня вместе «стелить соломку» для вас, чтобы вы понимали, как помочь будущему малышу расти счастливым и уверенным в себе.

Развитие ребенка во время беременности – уникальный по насыщенности изменениями период его жизни. Долгое время считалось, что психическое развитие ребенка начинается после рождения. И только в конце прошлого века ученые доказали, что психоэмоциональное развитие начинается параллельно с физическим – с момента зачатия.
Все, что происходит с ребенком в течение беременности, играет огромную роль в его взрослой жизни. Ведь в это время закладываются основы структуры личности. Источниками для них служат состояния здоровья, психики и настроения родителей, их взаимоотношений друг с другом и отношение к ребенку.

Ребенок полностью связан с матерью. Она и есть его мир на 9 месяцев. И ребенок оказываетсясвидетелем и участником всех её жизненных процессов – её ощущений, чувств, мыслей, событий, которые с ней случаются – всего того, что с ней происходит.

Если будущая мать испытывает сильный или длительный стресс – в результате травматических событий или излишней нагрузки, — то и ребенок испытывает его. Человек, мать которого во время беременности, перенесла психологическую травму, например, подверглась нападению, может в будущем мучиться ночными кошмарами или другими формами необъяснимого страха.
Бывает, что, чрезмерно заботясь о комфортном протекании беременности, сама женщина и её окружение создают для будущей мамы излишне изолированные тепличные условия – только позитивные эмоции, замедленный, почти остановленный темп жизни. Такая нарочито спокойная жизнь матери приводит к рождению ребенка, не готового к стрессовым переживаниям.
Таким образом, в вопросе наполненности эмоциями и впечатлениями жизни будущей мамы важен баланс, и опасны крайности. Чем интереснее и насыщеннее, но без перенапряжения, в эмоциональном и интеллектуальном плане жизнь женщины во время беременности, тем лучше развиваются мозг и нервная система ребенка.

Именно в этот период у растущего человека формируется доверие или недоверие к окружающему миру, то, что в психологии принято называть базовым доверием. Если беременность незапланированная, и будущим родителям не удается принять факт существования ребенка как желательный, то базовое доверие у ребенка оказывается нарушенным. Наука уже с уверенностью утверждает, что психика нежеланного ребенка травмируется до рождения. Во взрослой жизни это проявляется излишней концентрированностью на происходящем вокруг, большей тревожностью и, вследствие этого, отсутствием достаточной свободы выбора.

Зачастую бывает так, что родители хотят ребенка определенного пола. Иногда эти ожидания не оправдываются. Тогда ребенок, будучи в утробе, ощущает, что он такой, какой есть, не подходит для родителей. Это приводит в будущей жизни к затруднениям в освоении половой принадлежности, и к искажениям в сексуальной сфере. Кроме того, ранне-детское «я не подхожу» может трансформироваться в сопровождающее человека в течение всей жизни смутное переживание собственной малоценности, неудачности.

Современные женщины много сил отдают работе. И если беременность протекает без медицинских осложнений, практически не меняют устоявшегося кипучего ритма жизни до самых родов. Тем самым они как будто игнорируют факт беременности, по сути, игнорируя наличие ребенка. Ребенок ощущает, что для него вроде бы нет места в маминой жизни. Из таких детей вырастают или борцы, всеми силами добивающиеся к себе внимания, и тратящие на это массу сил и времени, или незаметные удобные для окружающих люди. И те, и другие испытывают сложности с определением собственных желаний и потребностей.

Случается, что матери важен не столько сам ребенок, сколько надежды, которые связаны с его появлением. Например, женщина считает, что только после рождения ребенка состоится как женщина, выполнив материнский долг. И именно это в первую очередь мотивирует её к материнству. Другой пример: женщина намерена стать матерью, потому что предполагает, что появление ребенка укрепит отношения с мужчиной. Дети, которые родились в результате подобной мотивации, – дети-функции – всю жизнь несут в психике отпечаток своей функциональности. Они, как правило, страдают от неоправданно заниженной самооценки. Особенно, если их рождение не привело к выполнению тех надежд, которые на них возлагались, например, если отношения с мужчиной все же распались.

Таким образом, на ребенка воздействуют все составляющие проживания периода беременности будущими родителями, особенно матерью. Суммарно они формируют для ребенка послания, под влиянием которых он растет. Давайте перечислим те послания, которые ребенок должен получить, чтобы развиваться полноценно:
- Мы рады, что ты живешь.
- Мы заботимся о тебе. Мы можем защитить тебя и создать условия для твоего роста и развития.
- Ты хороший. Ты нравишься нам, каким бы ты ни был, и кем бы ты ни был. Мы признаем твою уникальность.
- Мы любим тебя так же, как и ты нас.

Надеюсь, что вы достаточно узнали для того, чтобы понять, какое существенное влияние оказывают на возможность взрослого быть счастливым особенности его самой ранней детской жизни. Добавлю, что из своей психотерапевтической практики я знаю, как трудно людям избавляться от проблем личности, в основе которых лежат события перинатального периода – их сложно и диагностировать, и изменять.
Поэтому желаю счастья и удовольствия вам и вашим будущим детям в эти волшебные 9 месяцев!

Нет ответов пока

Добавить комментарий

Current ye@r *